3 способа улучшить юзабилити вашего сайта с помощью психологии

Настоящий специалист в области юзабилити стремится понять, что именно делает тот или иной интерфейс действительно хорошим. Юзабилити-тестирование все еще остается незаменимым инструментом для устранения узких мест в разработанном дизайне, но существуют другие методы, которые помогают понять, как именно пользователи обрабатывают полученную информацию. Что происходит в голове у человека, когда он взаимодействует с нашим интерфейсом? И как эти процессы влияют на его дальнейшие действия?
Для нас одной из самых интересных составляющих когнитивной психологии является «доступность восприятия». Это простая, но удивительно мощная концепция, использование которой помогает создавать действительно эффективные интерфейсы.
Что же такое «доступность восприятия» и почему это так важно?
Если коротко, доступность восприятия — это степень легкости, с которой мозг обрабатывает некий объем информации или находит решение какой-то задачи. Интерфейс, который обладает высокой доступностью, создает у пользователя чувство контроля, близости и простоты, даже если некоторые элементы относительно сложны или не знакомы посетителю.
Ясные и простые в начертании шрифты легко воспринимаются нашим мозгом, в то время как изящный Swirly требует некоторых усилий. Короткие фразы и четко выделенные параграфы понять значительно проще, чем простыню текста. Контрастные кнопки позволяют легче ориентироваться в навигации, а отсутствие акцентов заставляет тратить время на то, чтобы разобраться, что к чему. Этот эффект не всегда используется сознательно: высокая доступность восприятия присуща любому хорошо спроектированному дизайну или интерфейсу.
Юзабилити постоянно развивается. Просто вспомните, что было принято использовать еще несколько лет назад. Часто требуется некий инсайд, четкая формулировка основополагающего принципа для того, чтобы начать использовать новый более эффективный инструментарий. Методы, которые описываются ниже, еще не получили широкого распространения в сети, но скорее всего, станут составляющей большинства хороших интерфейсов ближайшего будущего.
1. Превью
Вы когда-нибудь собирали мебель самостоятельно? Согласитесь, что делать это значительно легче, если у вас перед глазами есть изображение того, что должно получиться в итоге. Когда мы представляем себе конечный результат, каждый новый этап создания легко укладывается в уже существующую картинку. Это означает, что наша задача заключается в создании элементов, которые упрощают понимание конечного результата на каждом шаге интерфейса.
Использовать этот прием довольно просто. Достаточно создать функционал, который позволит пользователю увидеть то, что отобразится на экране после нажатия на элемент, еще до того, как он это сделал. Это может быть превью статьи или, если вы разрабатываете веб-интерфейс для настройки внешнего вида страницы, конечный итог настройки.

2. Магия копирайта
Вы гарантировано уже читали о том, что вам стоит использовать короткие, четкие слова и предложения. Принцип доступности восприятия вносит свои поправки в это старое правило. Кроме длины и ясности текста нас интересует еще и контекст его подачи.
Текст — это нечто большее, чем просто сумма слов. Его составляющие влияют друг на друга и находятся под влиянием окружающего их контекста. Некоторые комбинации значительно упрощают задачу нашему мозгу. Вам стоит правильно их использовать всякий раз, когда это возможно.
- Изображения
Как и превью, изображения обеспечивают контекст, в котором слова будет значительно проще понять. Это также относится и к иконкам кнопок.
- Надписи на кнопках от первого лица
Например: «Добавить в мою корзину», «Я хочу подписаться»
Вместо того чтобы приказывать посетителю, ваша кнопка должна отражать его мысли. Формулировки от первого лица, обычно воспринимаются проще, но вам стоит быть осторожными с ними, и, как всегда, много тестировать.
- Рифма и аллитерация
Рифма и аллитерация не только просты для восприятия, но и эффективно привлекают внимание пользователя. Это мощный, но редко используемый метод для создания убедительных призывов к действию.

3. Одно небольшое изменение, которое делает сложные решения проще
Довольно распространено использование такого приема, как выбор по умолчанию. Система сразу ставит отметку на первом или наиболее вероятном варианте списка, из которого предстоит что-то выбрать пользователю. Например, при заказе в интернет-магазине, автоматически может быть отмечен самый популярный способ оплаты.
Тем не менее, во многих случаях использование такого приема недопустимо. Это может быть обусловлено особенностями законодательства, спецификой задачи или формулировками пунктов. Для таких ситуаций прекрасно подойдет "улучшенный активный выбор".
Улучшенный активный выбор состоит из двух компонентов:
Во-первых, вместо того, чтобы отмечать (или не отмечать) необязательные пункты с помощью чекбоксов (например, флажок "подключить дополнительное обслуживание«), пользователь должен проявить активность и выбрать между вариантами «да» и «нет», которые относятся к конкретному пункту ("Да, я хочу подключить дополнительное обслуживание" или "Нет, я не хочу подключать дополнительное обслуживание«). Во-вторых, каждый вариант должен четко подчеркивать преимущества и недостатки выбора того или иного пункта таким образом, чтобы один из них выглядел более привлекательным. Именно здесь в игру вступает доступность восприятия. В контексте приведенных выше примеров, такое решение будет выглядеть следующим образом: «Да я хочу подключить дополнительное обслуживание», «Нет, я не хочу подключать дополнительное обслуживание, и соглашаюсь с тем, что я буду дополнительно оплачивать услуги, которые не входят в базовый пакет».
Четко очерчивая результат каждого варианта, вы делаете выбор значительно проще, а подчеркивая недостатки одного из вариантов и преимущества другого, вы подталкиваете пользователя в нужном направлении.
